Концепция психического здоровья в Аюрведе

Автор: | 28 октября, 2022

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), расстройства психического здоровья, в том числе депрессия, входят в число 20 основных причин инвалидности в мире. От депрессии страдают около 300 миллионов человек в мире. Менее половины из этих людей имеют доступ к надлежащему лечению и уходу. Не может быть сомнений в том, что вопросу профилактики психических нарушений не уделяется должного внимания, тогда как это важная составляющая медицины, наравне с лечением и реабилитацией. И опыт традиционной медицинской системы Индии Аюрведы может быть во многом полезен сегодня современному здравоохранению, так как в аюрведической концепции здоровья большое внимание уделяется профилактике заболеваний и  психическому состоянию.

«Аюрведа – наука жизни»- перевод  этого слова с санскрита известен всем, кто уже слышал или читал о ней. Важно также знать об Аюрведе следующее:

  • Аюрведа – холистическая, целостная система. «Лечить не болезнь, а человека», — этот принцип любой холистической медицины на протяжении тысячелетий практически воплощался врачами Аюрведы.  Состояние физического тела (шарира), сенсорных и двигательных функций (индрии), ума (манаса) и души (атма) взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому при лечении любого заболевания уделяется внимание как физическому состоянию, так и психическому здоровью. Современная медицина также выделяет психосоматические заболевания, однако  в практическом здравоохранении целостный подход применяется редко;

  • Аюрведа, как правило, применяет комплекс мероприятий при лечении любых заболеваний. Для лечения психических заболеваний используются:

        -лекарственные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы в головном мозге, способствующие улучшению когнитивных процессов, стабилизирующие эмоциональный фон, уменьшающие тревогу, способствующие наступлению сна.

      — уникальные аюрведические процедуры, которые  по праву считаются  действенными средствами восстановления равновесия всех систем организма, восстановления и поддержания здоровья. Лекарственные масла и порошки для процедур подбираются индивидуально, исходя из врожденных психо-физиологических характеристик пациента и состояния его здоровья. Комплексы процедур, являющиеся составляющими метода Панчакарма продемонстрировали свою действенность в восстановлении психического здоровья

      — рекомендации по диете и образу жизни

       — методы психотерапии и йоги

  • Аюрведа – это медицина сотрудничества. Она подразумевает доверительные отношения между врачом и пациентом и тщательное исполнение пациентом предписаний врача. Современная медицина называет эти взаимоотношения комплаенсом – приверженностью лечению. Для достижения эффекта важно следовать всем рекомендациям врача, среди которых нет второстепенных, а также ставить в известность врача о реакциях на препараты и процедуры.

  • Аюрведа – традиционная медицинская система, имеющая теоретическую базу, успешный тысячелетний опыт практического применения, а на современном этапе – утвержденные на законодательном уровне стандарты образования, лечения, клинического испытания и производства препаратов, контроля качества. Таким образом, аюрведическое лечение подразумевает эффективные и безопасные, научно подтвержденные подходы.

  • Главная задача Аюрведы – поддерживать здоровье здорового человека. Гармоническое состояние трех дош физического тела (Ваты, Питы и Капхи) обеспечивают соматическое здоровье, надлежащее состояние трех атрибутов ума (Тамаса, Раджаса и Сатвы) дарует психическое благополучие, приверженность трем основным ценностям, называемым ТРИВАРГА (Дхарма, Артха и Кама) обеспечивает успех в социуме и  раскрытие всех творческих способностей.

Концепция ума в Аюрведе:

Ум обладает тремя атрибутами (гунами) – такими как Сатва, Раджас и Тамас.

Характеристики  гуны ТАМАС отражают такие психологические характеристики  как инертность, невежество, лень,  страх. Преобладание гуны Тамас приводит к развитию депрессии, сонливости, апатии. Однако нельзя сказать, что Тамас несет исключительно отрицательные характеристики. У  здорового и гармоничного человека он отвечает за инстинкт самосохранения.

Раджас  ответственен  за проявление гнева, агрессии, жестокости, тщеславия,  но также необходим для проявления честолюбия, устремления к достижению целей.

Сатва – несет в себе характеристики, позволяющие наилучшим образом реализовать творческий потенциал человека. Это, в первую очередь, высокие этические принципы, вера в себя, энтузиазм, высокая работоспособность.

Увеличение нездоровых атрибутов ума — Раджаса и Тамаса приводит к подавлению здорового атрибута ума – Сатвы.

Манасика —  психические заболевания  могут быть разделены на Шудха- собственно психические и Самсаргаджа — соматосихические.

Шудха заболевания провоцируются Ражасом и Тамасом, Самсаргаджа заболевания обусловлены как Тридошами (Ватой, Питтой и Капхой), так и Мано-дошами.

Аюрведа выделяет следующие причины  заболеваний:

Праджнапарадха (prajnaparadha)  – ошибка мышления или интеллектуальное  богохульство. В Аюрведе понятия «Этика» и «Здоровье» неразрывно связаны. В эпоху глобализации не принято говорить о связи нравственности и здоровья, тогда как трактаты древних аюрведических врачей – «Чарака Самхита», «Аштанга Хридайя»  и современные авторы учебных курсов Аюрведы раскрывают эту связь как естественную. Поэтому профилактические мероприятия, предписанные в Аюрведе, включают рекомендации этического характера. Отклонение от этических и нравственных норм ведет к дисбалансу дош физического тела и атрибутов ума,  то есть нарушает здоровье.

Ашатмендрийятха самйога(astmendriyartha samyoga) — под этим термином понимается неправильный контакт органов чувств с объектами. Это недостаточное использование, чрезмерное использование и извращенное использование органов чувств, ведущее к дисбалансу уровня восприятия.

Например, перегрузка зрения длительной работой за компьютером или просмотром телевизора приводит не только к заболеваниям глаз, но может запустить реакцию развития  других заболеваний, связанных с дошами Питта и  Вата. Регулярное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках, приводит  не только к снижению слуха, но и к развитию Вата-заболеваний. Стоит обратить внимание на то, что именно доша Вата, выведенная из равновесия, делает уязвимой нервно-психическую сферу.  Далее, о современной привычке молодых людей постоянно слушать музыку на гаджетах через наушники следует сказать особо, так как речь идет не только о перегрузке слухового анализатора, но и о постоянном воздействии излучения от любимого гаджета.

Бывает, что  перегрузка органов чувств связана с профессиональными вредностями – воздействие шума, пыли, необходимость напряжения зрения за микроскопом, компьютером.  В этом случае, важно четко соблюдать режим труда и отдыха, периодически проходить процедуры, снижающие последствия вредных факторов труда,  к счастью, Аюрведа может предложить их современному миру. Однако, зачастую мы  бездумно разрушаем здоровье вредными привычками, которые указаны выше.

Паринама (parinama) – воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (климатических условий, стихийных бедствий), а также фактора времени (расстройства, происходящие под влиянием суточных сезонных колебаний на доши, и нарушения здоровья, связанные с конкретными этапами жизни — подросткового возраста, старения).

Аюрведа содержит рекомендации по подержанию здоровья и профилактике заболеваний для разных возрастных периодов, а также в разные сезоны года. Например, в осеннее-зимний период, когда преобладает доша Вата важно употреблять пищу горячую,  маслянистую пищу, использовать специи, исключить питание всухомятку, уделять сну не менее 8 часов в сутки, а также периодически прибегать к массажу Абьянга с согревающими маслами. С февраля до мая, когда преобладает доша Капха рекомендовано свести до минимума в рационе жирные, кисломолочные, сладкие  продукты, избегать дневного сна.

Следуя советам Аюрведы по распорядку дня, можно также избежать многих проблем со здоровьем. Пренебрежение необходимостью согласования ритма жизни с ритмами природы, дня и ночи может стоить здоровья.

 Эти три причины относятся к психическим, физическим и экологическим факторам развития всех заболеваний.

Но внешние факторы способны вызвать болезнь, только если нарушено внутренне равновесие организма Человек может уберечь себя от болезней, если сохраняет внутреннее равновесие, стараясь соблюдать соответствие меняющейся внутренней и внешней среде.

Из принципов Аюрведы следует, что человек может быть здоров лишь при условии его гармоничного взаимодействия с природой и обществом.

Аюрведа предлагает три направления в лечении нарушений психического здоровья:

— Юктивьяпашрайя  логическое лечение или рациональный подход с применением лекарственных средств и процедур;

— Дайвавьяпашрайя духовное лечение, рекомендуется в древних трактатах при некоторых видах психических заболеваний. Сюда можно отнести участие в религиозных ритуалах и песнопениях, чтение священных текстов, выполнение обетов.

— Сатваваджайя  психотерапия.

На страницах нашего сайта подробнее будут освещены принципы лечения разных групп  психических заболеваний, с учетом тысячелетнего опыта и результатов современных исследований.