ДИНАЧАРЬЯ-СЛЕДОВАНИЕ СУТОЧНОМУ РЕЖИМУ

Автор: | 18 марта, 2024

Раздел Аюрведы, посвященный профилактике заболеваний, называется Свастхавритта. Этому разделу уделяется большое внимание- ведь в задачи врача входит не только лечение, но и передача человеку знаний о том, как оставаться здоровым

В данной статье речь пойдет об одном из разделов Свастхавритта  —  о режиме дня, которого следует придерживаться для сохранения здоровья – Диначарья (ДИНА — день; ЧАРЬЯ — режим).

 Подъем

Здоровый человек для поддержания здоровья должен просыпаться до восхода солнца. В классических текстах период, отводи­мый на пробуждение, называется БРАХМА МУХУРТА. МУХУРТА состоит из 48 минут, соответственно сутки (24 часа) делятся на тридцать МУХУРТ. Предпоследняя ночная МУХУРТА связывается с именем БРАХМЫ, творца всего сущего и считается идеальным временем для пробуждения ото сна. Период начинается за 96 минут до восхода, следовательно в тех широтах, где солнце всходит в 6.00, время пробуждения придется на период от 4.24 до 5.12. Естественно, этот расчет пригоден только при равной продолжительности дня и ночи, а во всех остальных случаях требуется поправка. Важно отметить, что такое раннее пробуждение рекомендовано только для здоровых.

Мысли о здоровье

После пробуждения, еще не вставая с постели, нужно подумать о себе в контексте здоровья. Сначала о том, что съеденный нака­нуне ужин правильно переварился. Если ощущения не соответствуют этому, следует еще на некоторое время остаться в постели, чтобы дать пищеварению завершиться. До подъема с постели рекомендовано подумать о следующих вещах:

  1. Который час?

Необходимо дать себе ориентацию во времени, которая включает в себя день недели, дату, час, а также определение времени года. Сюда же входят социальные и экономические аспекты: праздники, чрезвычайные события, голод или война. Вся человеческая де­ятельность должна быть ориентирована по времени и во време­ни. Нам уже известно, что несвоевременные действия могут привести к заболеваниям.

  1. Где я нахожусь?

Ответ на этот вопрос дает возможность сориентироваться в пространстве. Человеческая деятельность видоизменяется в зависимости от пространственных ориентиров, следовательно такая ориентация очень для нас важна.

  1. Кто мои друзья?

Человек – существо социальное, поэтому уточнение социальных взаимоотношений является важным фактором при выборе курса деятельности. Наши действия не должны вредить друзьям, напротив, по возможности, нас следует искать у них поддержку и совет.

  1. Каковы мои доходы и расходы?

Следует оценить свои финансовые возможности, уточняя при этом свои права и обязанности. Это включает в себя и социальную и моральную ответственность, а также привилегии. Такая оценка помогает нам привести наши поступки в соответствие с финансовыми (АРТХА) и социальными (ДХАРМА) перспективами.

  1. Кто я?

Этот вопрос представляет собой попытку получить социальную ориентацию, но при этом имеет и философский подтекст. Ответ на него есть определение нашей жизненной цели.

  1. Что я могу?

Задаваясь этим вопросом, мы оцениваем свои способности и ограничения. Это очень важно, поскольку наши слова, помыслы и поступки должны отвечать нашим способностям и ограничениям.

Вопросы, которые человек должен задавать себе при вставании, полезно также обдумать перед принятием важного решения.

Туалет

Сразу после вставания следует опорожнить мочевой пузырь и кишечник, естественно, с тщательным соблюдением всех правил личной и социальной гигиены. С медицинской точки зрения пра­вильное обращение со шлаками человеческого организма имеет большое значение. (Неслучайно  правила  выведения  отходов  на санскрите имеют название ШАУЧА ВИДХИ; ШАУЧА — омовение. от слова ШУЧИ — чистота; ВИДХИ — правило).

Чистка зубов

После вывода шлаков с соблюдением правил гигиены нужно почистить зубы, правильно выбрав щетку и зубную пасту или порошок. В Индии принято чистить зубы веточкой лекарственного растения. Если пользоваться зубной щеткой, то ее длина должна составлять двенадцать пальцев, а щетина должна быть мягкой. Паста в принципе должна быть вяжущей, острой и горькой на вкус. Зубы нужно чистить при подъеме и после каждого приема пищи. Сначала чистят нижние зубы, затем верхние, следя за тем, чтобы не поранить десны. Нужно чистить каждый зуб по отдельности.

 

Нанесение коллириума (АНДЖАНА)

Для защиты глаз рекомендуется ежедневное нанесение коллириума. Для этой цели применяется сульфид сурьмы (САУВИРА АНДЖАНА). Коллириум улучшает внешний вид глаз, укрепляет ресницы, а также способствует остроте зрения. Однако, поскольку  глаз состоит преимущественно из огненного элемента (АГНИ), то регулярное употребление охлаждающего коллириума может привести к увеличению КАПХИ, что раздражает глаза; для ее вывода необходимо раз в неделю промывать глаза особым раствором. Рекомендуется промывать глаза РАСАНДЖАНОЙ.

РАСАНДЖАНА приготовляется кипячением отвара Berberis’а с козьим молоком и сульфидом сурьмы. Применение РАСАНДЖАНЫ вызывает слезотечение, которое вымывает КАПХУ.

 

Носовое введение лекарств (НАСЬЯ)

После обработки глаз в каждую ноздрю нужно закапать по две капли масла с лекарственными добавками. Масло прочищает носовые каналы и оказывает положительный эффект на мозг и органы чувств. При регулярном применении метода улучшается кожа лица, шеи и плеч, а также повышается острота чувственных восприятий. К тому же, процедура предотвращает ранее поседение. Процесс носит название НАСЬЯ;

Полоскание рта (ГАНДУША).

После процедуры НАСЬЯ рекомендуется прополоскать рот кунжутным маслом, которое укрепляет зубы и мышцы щек.

Вдыхание дыма (ДХУМА ПАНА).

Вдыхание дыма от горящих лекарственных растений очищает горло и верхние дыхательные пути. Эта процедура предотвращает и вылечивает болезни головы и шеи, вызываемые КАПХОЙ и ВАТОЙ.

Процедура противопоказана в следующих случаях: при кровотечениях, после очищения, при асците, диабете и связанных с ним расстройствах мочеиспускания, при плохом зрении отрыжке, газах, после клизмы,  заболевании гортани, отравлении, анемии, травмах головы, после бессонной ночи и после потребления рыбы, алкогольных напитков, из молочных продуктов, молока и растительных масел.

Неправильное вдыхание лекарственного дыма может привести кровотечениям, слепоте, глухоте, избыточной жажде, обморокам, отравлению и дезориентации.

Масляные аппликации (АБХЬЯНГА)

После всех вышеназванных процедур, когда в человеке уже просыпается чувство голода, он должен сделать масляную аппликацию. Масло наносится, главным образом, на голову, уши и ступни. Эта процедура замедляет старение, излечивает и предотвращает болезни, связанные с ВАТОЙ, не дает коже сморщиваться, снимает усталость, улучшает зрение, повышает питательный статус, укрепляет сон, улучшает качество кожи и мышечный тонус. В целом, эта процедура способствует продолжительной жизни.

Физические упражнения

После намасливания тела нужно поступить к физическим упражнениям, соразмеряя их со своими возможностями. Упражнения дают ощущение снижения объема и легкости тела, повышают работоспособность, аппетит и пищеварение. Повышается плотность тела, прорисовывается мускулатура. Физические упражнения не рекомендуются старикам и маленьким детям, а также тем, кто страдает болезнями ВАТЫ. Зимой и весной упражнения можно делать вплоть до учащения дыхания и появления пота на лоб и на носу.. В другие времена года физические упражнения должны быть легче, чем зимой и весной. Чрезмерные физические нагрузки называются САХАСА и рассматриваются как причина серьезных болезней. Они могут вызывать легочные заболевания, кровотечения, усталость, постоянное утомление даже в отсутствие нагрузок, температуру и рвоту.

Массаж (МАРДАНА,САМВАХАНА)

После упражнений можно сделать легкий массаж — достаточно даже самомассажа. Однако, при возможности обратиться к массажисту, этим не стоит пренебрегать.

 Порошковый массаж (УДВАРТАНА)

При желании избавиться от лишнего веса можно вместо МАРДАНЫ применить порошковый массаж, который снижает КАПХУ и жиры. Порошковый массаж уплотняет тело и очищает кожу.

Водные процедуры (СНАНА)

После массажа — любого- нужно принять ванну или душ. Это улучшает аппетит, придает силу и бодрость. Смывается грязь и пот, исчезает зуд на коже, жжение, проходят вя­лость и усталость, освежается ум. Водные процедуры обладают очистительным воздействием на ум. В целом, они способствуют продолжительности жизни. Мыться лучше в теплой воде, однако вода для мытья головы должна быть более прохладной. Выливание горячей воды на голову ослабляет зрение и портит волосы. А вот холодная вода непригодна для ванны. После ванны нужно насухо вытереться чистым по­лотенцем.

Ванны противопоказаны при лицевых параличах, воспалительных заболеваниях глаз, ротовой полости и ушей, расстройстве пищеварения, газах и сильном насморке. Нельзя принимать ванну непосредственно после приема пищи. Вместо ванн можно применять обтирания тела теплой водой.

Косметика и одевание (ПРАСАДХАНА)

После ванны нужно применить приятные и безвредные косметические препараты и одеться. Одежда должна быть чистой и нарядной, но не крикливой. Следует избегать обильной и раздражающей косметики.

Прием пищи (АШАНА)

Поскольку к этому времени голод и жажда достигли оптимума нужно поесть согласно диетическим предписаниям. Согласно классическим нормам, есть достаточно дважды в день: утром и вечером

Профессиональные занятия (КАРМА)

После еды можно заняться делами. Профессия индивида должна соответствовать его способностям и приносить ему удовлетворение. Незаконными делами заниматься нельзя.

После окончания трудового дня желательно принять душ и только после этого садиться за ужин. Душ очистит тело и ум, даст хороший ночной сон.

Ночной режим ( НИША ЧАРЬЯ)

Спать надо в удобной постели.

Этика

Человек должен каждый день своей жизни проживать этично и социально приемлемо.

Текст на основе лекции профессора Агнивеша. Материал Аюрведической Российско-Индийской Ассоциации.