Фундаментальные теории Аюрведы. Теория трех дош (тридоша сидханта)

Автор: | 18 марта, 2024

Профессор К. Р. Агнивеш

Основные принципы Аюрведы

Существует множество базовых теорий Аюрведы. Самые важные из них приведены ниже:

  1. Теория взаимосвязи вселенной и человека (лока-пуруша-самья-сиддханта)
  2. Теория пяти основных стихий (панча-бхута-сиддханта)
  3. Теория трех гуморов (тридоша сиддханта)
  4. Теория трех основных атрибутах (три-гуна-сиддханта)
  5. Теория гуморов, тканей и отходов (доша-дхаату-мала-сиддханта)
  6. Теория сигнатур(самана-вридхи-сиддханта)
  7. Теория категорий (падартха-сиддханта)
  8. Теории фармакологии (раса-гуна-вирья-випаака-прабхава-сиддханта)
  9. Теории болезни (рога-сиддханта)
  10. Теории лечения (чикитса-сиддханта)

Теория взаимосвязи Вселенной и человека

Живое существо — неотъемлемая составляющая Вселенной.  Вселенную называют макрокосмом, а живущего индивида называют микрокосмом. Что бы ни присутствовало во вселенной, представлено в живущем человеке, и наоборот.

Эта связь позволяет вселенной взаимодействовать с индивидом и делает индивида способным отвечать на стимулы извне. Когда взаимодействие между вселенной и человеком нормально, тогда есть легкость или здоровье. Когда взаимодействие между вселенной и человеком нарушено, тогда появляется болезнь.

Теория пяти основных стихий (панча-бхута-сидханта)

Эта теория утверждает, что воспринимаемый мир состоит из пяти стихий (элементов — бхута). У нас есть только пять сенсорных способностей. Каждая способность может воспринимать определенные свойства. У каждой способности есть локализация. Эти места и считаются органами чувств. Способности, их локализация и объекты перечисляются ниже:

 

Сенсорные способности Локализация Объект восприятия
Слух Ухо Звук
Осязание Кожа Прикосновение
Зрение Глаза Цвет
Вкус Язык Вкус
Обоняние Нос Запах

 

Поскольку объекты восприятия обладают определенными  качествами, должна быть некая субстанция, обусловливающая их существование. Таким образом, выведены пять концептуальных субстанций.  Чтобы подтвердить, что эти субстанции существуют, их называют стихиями (бхута).

 

Объект восприятия Стихия Ощущения
Звук Эфир Беспрепятственный
Прикосновение Воздух Движение
Цвет Огонь Жар
Вкус Вода Текучесть
Запах Земля Твердость

 

Названия этих концептуальных стихий метафоричны, с тем чтобы уже само название несло некую основную идею об их особенностях. Например, название «огонь» немедленно даст идею жара и света. Но стихии – это умозрительные субстанции, а не фактическая вода или земля, которые мы чувствуем.

Все субстанции, которые мы воспринимаем, (включая наше тело) состоят из пяти стихий. Сенсорные способности также состоят из них. Пять стихий формируют общую идейную платформу для всех индийских философий (за исключением материалистической философии- философии Карвака – которая утверждает, что эфир незаметен и потому не существует). Особенности веществ зависят от сочетания стихий в них. Теория пяти стихий применима как для живых существ, так и для не живых объектов.

Теория «Трех Гуморов» (тридоша-сиддханта)

Хотя теория пяти стихий объясняет природу неживых предметов, ее недостаточно, чтобы объяснить процессы жизнедеятельности.  Таким образом, для объяснения жизнедеятельности живых организмов была сформулирована теория трех гуморов. Эта теория построена на основе теории пяти стихий, но действенна в объяснении жизненных процессов. Жизнь характеризуется метаболизмом. У него два аспекта, а именно, анаболизм и катаболизм. Анаболизм обозначает превращение энергии. Катаболизм обозначает расход энергии.

Биохимические реакции по существу поглощают энергию (эндотермические, теплопоглощающие) или высвобождают энергию (экзотермические, выделяющие тепло). Эндотермические субстанции обладают холодной потенцией, а экзотермические субстанции имеют горячую потенцию. Реакции, которые вызывают сохранение энергии, отвечают за рост и поддержание тела. Реакции, которые сжигают тело для высвобождения энергии, изнуряют тело. Эти два явления представлены двумя гуморами.

Капха представляет собой анаболический фактор, а Питта – катаболический фактор. Эти факторы не могут быть оставлены без контроля.. Поэтому существует фактор управления, чтобы координировать и регулировать анаболизм и катаболизм. Гумор, ответственный за этот контроль, называется Вата.

 

Факты о гуморах

  1. Есть три гумора (доши), а именно Вата, Питта и Капха. Гуморы — это (концептуальные) субстанции.
  2. Они обладают свойствами и действиями.
  3. Вата — единственный сухой и подвижный гумор.
  4. Питта — единственный горячий гумор.
  5. Капха — единственный тяжелый и устойчивый гумор.
  6. И Капха и Питта маслянистые.
  7. И Вата и Капха холодные.
  8. И Вата и Питта легкие.
  9. Никакой гумор не является диаметрально противоположным другому гумору.
  10. Капха — (полу)твердая, Питта — жидкая, а Вата — газообразная.
  11. Капха сродни воде, Питта – огню, а Вата — ветру.
  12. Вата сухая, легкая, холодная, шершавая, тончайшая и подвижная.
  13. Питта немного маслянистая, острая, горячая, легкая, дурно пахнущая, растекающаяся и жидкая.
  14. Капха маслянистая, холодная, тяжелая, вялая, плавная, липкая и устойчивая.

15.Капха, Питта и Вата образуются в указанном порядке на первой, второй и третьей стадии поэтапного пищеварения.

  1. Капха, Питта и Ваата доминируют в детстве, молодости и старости соответственно.
  2. Капха, Питта и Вата преобладают в указанном порядке утром, в полдень и после полудня.
  3. Капха, Питта и Вата превалируют в первой, второй и третьей части ночи соответственно.
  4. Использование веществ и действий, подобных гумору, увеличат его, а использование веществ и действий, противоположных гумору, уменьшат его. Например, засуха увеличит Вату и уменьшит Капху и Питту.

Конституция людей (пракрити) определяется в зависимости от господствующего гумора или гуморов в зиготе. С учетом этого, выделяют семь гуморальных конституций:

(1)  Конституция Вата

(2)  Конституция Питта

(3)  Конституция Капха

(4)  Конституция Вата-Питта

(5)  Конституция Вата-Капха

(6)  Конституция Капха-Питта

(7)  Конституция Трехгуморальная

Природа пищеварительного тракта (коштха) зависит от гуморов. Преобладание Ваты в пищеварительном тракте иссушает, доминирование Питты делает его секретирующим, а пищеварительный тракт типа Капха умерен.  Трехгуморальный (с равными гуморами) пищеварительный тракт также умерен.  Иссушающий пищеварительный канал больше абсорбирует и, как следствие, вызывает запор.  Это называют жестоким пищеварительным трактом, поскольку он берет больше, чем отдает.  Секретирующий пищеварительный тракт называют мягким, поскольку он выдает больше, чем берет. Мягкий пищеварительный канал склонен к диарее, и стул обычно жидкий. Умеренный пищеварительный тракт может быть с преобладанием Капхи или Трехгуморальным. В обоих случаях стул будет сформированным, и не будет никакого запора.

Био-огонь отвечает за все пищеварительные и метаболические процессы организма.  Он зависит от гуморов.  Питта сродни огню, и она усиливает био-огонь. Усиленный био-огонь называют острым огнем (тикшна-агни).  Капха сродни воде, и она уменьшает огонь.  Такой био-огонь называют вялым огнем (манда-агни).  Вата сродни ветру. Дующий ветер может разжечь пламя огня, либо же может погасить огонь.  Воздействие ветра на огонь непоследовательно. Точно так же гумор Вата делает био-огонь непоследовательным (вишама-агни).  Равновесие гуморов приводит к оптимальному био-огню.  Оптимальный био-огонь называют ровным огнем (сама-агни).

Местонахождение трех гуморов (доша-стханани)

  1. Все три гумора распространены по всему телу.
  2. В туловище Вата преобладает в области таза, в животе больше Питты, а в грудном отделе превалирует Капха.
  3. Вместилище переваренной пищи (толстая кишка), поясничная область, ноги, уши, кости и осязательная способность – это другие важные места Ваты. Самым важным местом является толстая кишка, поскольку именно там генерируется Вата.
  4. Поджелудочная железа, живот, пот, лимфа, кровь и жидкости в организме, глаза и кожа — места Питты. Самое важное из них  — поджелудочная железа, где образуется Питта.
  5. Грудь, горло, голова, трахеальное дерево и пищевод, суставы, живот, жидкость тела, жир, обонятельное восприятие и вкусовое восприятие — места Капхи. Из них грудь — самое важное место, поскольку в области груди создается Капха.