1. Введение
Согласно Аюрведе, тело состоит из гуморов, тканей и отходов. Помимо этого имеется еще один важный фактор, отвечающий за иммунитет живого тела. В Аюрведе этот фактор называется «оджас».
Концепция «оджаса», вероятно, является последним открытием в теории Аюрведы, хотя она упоминается во всех известных классических текстах. «Оджас» изучается в связи с теорией тканей «дхату» и теорией пищеварительного агента «агни». Однако следует помнить, что «оджас» не идентифицируется с тканями или пищеварительным агентом
2. Концепция «оджаса»
«Оджас» рассматривается как основная сущность всех тканей. Это огонь, который является холодным по своей природе. Фигурально говоря, «он светит, но не греет». Он является прозрачным, но имеет легкий красновато-желтый оттенок. Он находится в сердце, но распространяется по всему телу. Он контролирует статус (функционирование) тела. Он маслянистый по своей природе. Если «оджас» разрушен, тело, безусловно, погибнет. Если он не поврежден, тело, безусловно, выживет.
3. Атрибуты «оджаса»
«Чарака Самхита» описывает десять атрибутов «оджаса». Это:
- Сладость,
- Холодность,
- Маслянистость,
- Стабильность,
- Гладкость,
- Тяжесть,
- Мягкость,
- Вязкость,
- Липкость
- Прозрачность.
Следует отметить, что яды и алкоголь имеют свойства, противоположные перечисленным свойствам. «Сушрута Самхита» полагает, что «оджас» имеет также слегка беловатый оттенок. В «Чарака Самхите» упоминается, что он имеет цвет очищенного масла и запах поджаренных рисовых зерен.
- Высший и низший «оджас»
Некоторые ученые считают, что есть два вида «оджаса»: высший «оджас» или «парам оджас» и низший «оджас» или «апарам оджас».
Низший «оджас» подобен «капхе», и в теле человека его содержится около 200 мл. Количество высшего «оджас» составляет восемь капель. Также считается, что при некоторых болезнях, например, диабете, низший «оджас» понижен.
5. Патологические состояния «оджаса»
Имеется три патологических состояния, связанных с «оджасом». Это:
- Уменьшение «оджаса»,
- Смещение местоположения «оджаса»,
- Денатурация «оджаса».
а) Уменьшение «оджаса» -«оджо кшая»
«Оджас» уменьшается при травмах, состоянии злости, голоде, беспокойстве, огорчении, физическом переутомлении т.п.
Когда «оджас» уменьшен, человек становится пугливым, слабым, постоянно обеспокоенным и острота его органов чувств снижается. Лицо мрачнеет. Тело становится обезвоженным и истощенным. Мысли мрачные, постоянно вокруг болезней.
В таких случаях следует давать восстанавливающие лекарства, молоко, мясной суп и другие питательные продукты. Согласно «Сушрута Самхите» уменьшение «оджаса» вызывает мышечную слабость, бред, потерю сознания и даже смерть.
б) Смещение «оджаса» — «оджо висрамса»
Когда «оджас» смещен, суставы становятся разболтанными. Слабость во всем теле. Гуморы смещаются со своих мест. Физическая активность минимизируется. Физиологические функции «оджаса» снижаются.
в) Денатурация «оджаса» — «оджо вьяапат»
Когда в «оджаса» произошли изменения естественных свойств, т.е. денатурация, тело становится жестким, тяжелым и неактивным. Появляется отечность, обусловленная преобладанием «ваты». Отечность, вызванная «ватой», обычно необъяснима по природе. Кожа обесцвечивается. Человек становится мрачным и страдает от потери либидо. Ослабляется острота органов чувств как при чрезмерной сонливости (или даже коме). Увеличивается продолжительность сна.
г) Увеличение «оджаса» -«оджо вриддхи»
Когда «оджас» увеличивается, тело становится ухоженным, мысли становятся приятными и увеличивается сила. Аюрведический термин для силы – «бала». Он имеет два значения: (1) физическая сила, означающая способность к физической работе; (2) иммунитет, то есть способность противостоять болезням. Увеличение «оджаса» не считается патологическим состоянием.
Профессор Ч.Агнивеш